VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и сущность договора водоснабжения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005560
Тема: Понятие и сущность договора водоснабжения
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»





Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса



«Допущен к защите»

___________________Цыганов В. И.

Зав. Кафедрой гражданского права и

процесса, к. ю. н., доцент

«___»______________________201_



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ



«ДОГОВОР ВОДОСНАБЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»





Выполнил(а):

студент 4 курса 

очной формы обучения

группы 1113БО3

Гараничева М. Н.

_________________________



Научный руководитель:

Д. ю. н., доцент кафедры

Гражданского права и процесса

Румянцев Ф. П.

_________________________







Нижний Новгород

2017 год

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….. 3

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ…………………………………………………………...7

1.1 Водоснабжение и история его гражданско-правового регулирования…..7

1.2 Источники правового регулирования договора водоснабжения………..13 

1.3 Понятие и сущность договора водоснабжения…………………………...20

1.4 Заключение, изменение и расторжение договора водоснабжения…..... 28

ГЛАВА II. ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ВОДОСНАБЖЕНИЯ……..…... 39

2.1 Стороны договора водоснабжения……………………….….…..………...39

2.2 Предмет договора водоснабжения…………………………….…..…….…45 

2.3 Содержание договора водоснабжения…………………………..……..….54

2.4 Ответственность сторон по договору……………………………………...65 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………….…….…. 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... 74















ВВЕДЕНИЕ

Приоритетом в заботе о человеке является удовлетворение потребности в питьевой воде. Поэтому есть большая необходимость в правовом регулировании этой сферы. В этой связи нужно сказать о договоре водоснабжения, который заключается по поводу специфического  продукта, товара, такого, как  горячая и питьевая вода.

          Конечно, ранее, в зависимости от водных отношений в рамках Советского Союза, отношения, связанные с водоснабжением, регулировались только подзаконными нормативными актами. Но в условиях развития экономики, коммунального хозяйства такое регулирование сферы водоснабжения было явно недостаточным, и возникла необходимость фундаментального, более основательного регулирования данной сферы. Так, в 2011 г. был принят ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и иные подзаконные акты, в соответствии с которыми регулирование теплоснабжения вышло на новый уровень.

Отношения по предоставлению воды для хозяйственно-питьевых и промышленных целей и принятию сточных вод опосредуются договорами водоснабжения и водоотведения, которые используются как правовые инструменты организации рыночного водопроводно-канализационного хозяйства. С принятием нового Гражданского кодекса РФ значительно расширились функции договоров снабжения ресурсами через присоединенную сеть, которые в условиях советской системы экономики и системы права практически не обладали признаками гражданско-правового договора.

Актуальность данной темы дипломной работы прослеживается как с теоретической, так и с практической точки зрения, так как предоставление населению коммунальных ресурсов, в том числе горячей и питьевой воды, играет важную роль в создании и развитии благоприятной экономической среды. При этом правовое регулирование отношений, складывающихся в сфере передачи горячей и питьевой воды, уже не первый год ставит в тупик как правоприменителей, так и исследователей теории договорного права. В современных условиях регулирование процессов производства, передачи и потребления горячей и питьевой воды обеспечивается целой системой договоров, каждый из которых должен регламентировать свою сферу отношений.

Таким образом, формирование теоретической основы правового регулирования водоснабжения и водоотведения в Российской Федераций на базе комплексного подхода к решению проблем отрасли представляет собой важную предпосылку для развития здоровых рыночных отношений в сфере водоснабжения и водоотведения.

Целью дипломной работы является комплексный анализ договорного регулирования водоснабжения и разработке предложений по совершенствованию правового регулирования водоснабжения в России.

Задачи данного исследования продиктованы поставленными целями:

исследовать историю возникновения водоснабжения и развитие его гражданско-правового регулирования; 

анализ системы нормативно-правовых актов, регулирующих снабжение горячей и питьевой водой через присоединенную сеть (водоснабжение);

определение понятия, правовой сущности и места договора водоснабжения в системе российского договорного права;

анализ содержания договора, в том числе, определение существенных условий;

определения субъектного состава договора теплоснабжения;

установление особенностей гражданско-правовой ответственности сторон по договору;

Предметом исследования данной дипломной работы являются нормы гражданского права, регулирующие централизованное водоснабжение тепловой через присоединенную сеть.

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся по поводу управления инфраструктурными объектами водопроводно-канализационного хозяйства и их использования для удовлетворения жизненно важных потребностей населения.

Нормативными источниками выступают Конституция РФ, федеральные законы, главным образом, Гражданский кодекс РФ и  Федеральный закон «О водоснабжении и водоотводе» от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ, а также некоторые другие нормативные акты, в том числе сохраняющие силу НПА советского законодательства.

Методологическая основа исследования представлена используемым общенаучным диалектическим методом познания, логическим методом системного анализа, синтеза, сравнения, аналогии, а также специальными юридическими методами научного исследования, системного толкования и прогнозирования. Для наиболее глубокого изучения предмета исследования был использован исторический метод: изучены публикации по истории правового регулирования водоснабжения и водоотведения в России. В целях актуализации материала, повышения его практической значимости также был использован метод сравнительного правоведения, сопоставляя правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в России с правовым регулированием в смежных подотраслях - энергетике и теплоэнергетике.

Теоретическими источниками дипломной работы служат работы Е.В. Блинковой, М.И. Брагинского, Е.А. Суханова, О.Н. Садикова, В.В. Витрянского, О.С. Иоффе, С.М. Корнеева, Б.М. Сейнароева, Л.А. Куликова, Ю.В. Романец, Э.Г. Плиев, О.Н. Садиков и других теоретиков российского права.     

Эмпирические данные, используемые в данном исследовании, были получены из судебной и судебно-арбитражной практики по спорам, возникающим из договора водоснабжения.

Научная и практическая значимость дипломной работы  заключается в том, что данная работа систематизирует уже полученные знания о предмете исследования, обозначает возникшие в науке и правоприменительной практике проблемы и предлагает направления для дальнейшего совершенствования исследуемой сферы теплоснабжения.



































ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ



1.1 Водоснабжение и история его гражданско-правового регулирования



Появление и формирование централизованных систем водоснабжения и канализации в России протекало в течении многих эпох. Отечественные городишки и прочие множественные уголки нашей державы имели необходимость в технических сетях, так как повышалось число индустриальных предприятий, пожаров, а из-за невысокого качества питьевой воды и наличия в ней массы заразительных болезней стали хворать и гибнуть люди.

Децентрализованный водопровод в России возник довольно-таки давно. В Ярославском дворе ещё в 12 столетии был самотечный древесный трубопровод. В завершении пятнадцатого столетия Московский Кремль употреблял водичку уже с самотечного каменного водопровода, и только лишь Петр 1 произвел гидравлический водопровод. 

В средине 19 столетия в средствах массовой информации проводились буйные обсуждения в области централизации водоснабжения, а в окончании 19 столетия проблемы о постройке предметов коммунальной инфраструктуры звучали практически на всех собраниях в абсолютно всех городских думах края. С государственной казны ресурсы на данные цели не выдавались, по этой причине наличные средства в процветание водопровода вносились, в основном, акционерными и концессионными компаниями.

Первые централизованные системы водоснабжения появились в конце 19 века в Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, в Пскове, в Ростове-на-Дону, Самаре, Твери, Туле, Ярославле и других городах. В начале 20 века водопроводы появились в сибирских городах России: в Тобольске (1901 г.), Томске (1905 г.), Иркутске (1905 г.), Хабаровске (1907 г.), Красноярске (1913 г.), Омске (1915 г.), Барнауле (1919 г.)

На данный момент с абсолютной уверенностью допускается заявлять, что водопроводное ремесло выходит далеко за грань удовлетворения потребности населения в питьевой воде, и позволило найти решение существенных социальных проблем.

Значимость и серьезность возникновения централизованных систем водоснабжения просматривается отчетливо. С их возникновением повысилась ступень благоустройства жилища, совершенно улучшилось санитарно-эпидемиологическая состояние в России, результатом чего представилось значимое понижение инфекционных болезней и смертности.

В русском дооктябрьском гражданском законодательстве договор водоснабжения не был урегулирован законодательным актом, который бы распространял собственное влияние на всю землю Русской империи. Данное, равно как уже упоминалось ранее, подтверждает, то что только лишь к концу 19 столетия вопросы централизованного водоснабжения и водоотведения начали решаться монаршей властью, что подтверждают итоговые свидетельства с водопроводных съездов.	

Продолжительное отсутствие практики в области договора водоснабжения с целью установления его в законодательстве отнюдь не исключалось им же, вследствие того, что еще в 19 веке было воспринято правило признания любых соглашений действительными, вне зависимости от наличия их регулирования в законе, или соответствия тому или же иному регулированному в законе примеру. В ст. 1528 Свода законов находилось только лишь условие об отсутствии каких либо  противоречий закону.

Также следует обозначить то, что предоставление воды потребителям городской организацией (Городским общественным управлением) никак не исключало индивидуальной правовой природы данных связей, так как не во всех населенных пунктах обеспечение водой осуществлялось городскими властями. Скажем, в истоке двадцатого столетия незначительный процент водопроводных предприятий были в индивидуальной собственности или же концессионном пользовании. Основную долю водопроводных линий города стремились содержать в муниципальной собственности, так как индивидуальные предприятия не показывали соответствующей заинтересованности и отнюдь не гарантировали надзор за эксплуатацией и состоянием водоснабжения и водоотведения.

Особое внимание Правилами уделялось содержанию и эксплуатации сетей, приборов и прочего оснащения. В частности, труба с трассы вплоть до пределов собственности абонента находилась в исключительной директиве Городского общественного управления, которое и ремонтировало её за собственный счет, за исключением ситуации, когда дефект ветви произошел по вине абонента и её ремонт взимается из средств абонента (п. 3). Труба с уличной трассы вплоть до границы жилья абонента составляла имущество города, а вследствие этого в случаях остановки по какому бы то ни было обстоятельству водоснабжения этого здания, клиент не обладал полномочиями предъявлять требования ни об удалении линии в данной части, ни возврата издержек по её ремонту (п. 4).

Особое право Городского общественного управления содержалось в том, чтобы по фактору осмотра задвижек и пожарных кранов, корректировки сети перекрыть воду, как в отдельном водопроводе, так и на абсолютно всей территории города, и сосредоточить воду в зонах пожара либо с целью иных нужд общественного благоустройства (п. 14). В абсолютно всех прочих случаях, Городское управление должно было уведомлять о прекращении водоснабжения всякого абонента либо его дворника не позднее, чем за тридцать минут, с указанием примерного времени, на которое будет прервана поставка воды. В случае если же вода перекрывалась на срок свыше, чем 3 часа в дневное время (с 7 часов утра вплоть до 19 часов вечера), Городское управление обязано было осуществлять выдачу бесплатной воды с ближайшего функционирующего пожарного крана. 

За последствия, которые произошли или могли бы произойти из-за слабого напора или отсутствия воды вообще, Городское управление не принимало на себя никакой ответственности (п. 15).

Регулирование договорных отношений по водоснабжения Правилами происходило, на мой взгляд, довольно неудобно и утомительно. При переходе прав на имущество от одного владельца к другому необходимо было пройти своего рода перерегистрацию. Прежний владелец имущества должен был заблаговременно известить Городское управление о прекращении пользования коммунальной сетью, иначе ответственность за неуплату денег за пользование водой с него не снималась. Подобным  образом новый владелец должен вовремя заявить Городскому общественному управлению о своем желании пользоваться водой и готовности принять на себя обязанность соблюдать настоящие Правила. В случае, если в Городское общественное управление подобного заявления  не поступало, оно имело право прекратить подачу воды в этот дом (п. 16).

Договорные отношения с арендатором или другим лицом регулировались совершенно иначе. В этом случае Городское общественное управление в обеспечение договора взимало залог в размере четверти предполагаемого годового потребления. Кстати, в случае исключительно длительного периода потребления воды, город также мог требовать залога от каждого потребителя (п. 17).

При изменении платы за предоставление водой Городская дума должна была известить об этом абонентов заранее. Если абонент не направлял письменный отказ от дальнейшего пользования сетью, считалось, что он согласен с новыми ценами и будет продолжать потреблять воду (п. 18).

Одним из существующих на тот момент вопросов был о регулировании качества продукта-подаваемой воды. Хотя этот факт ничуть не чернит того, что водоснабжение в конце 19 - начале 20 века было подробно урегулировано. 

В 1949 Советское правительство приняло решение о подчинении местных доводоканалтрестов Московскому специализированному государственному органу с первоначалшьным статусом пусконаладочного треста Оргводоканала Министерства коммунального хозяйства РСФСР. С созданием этого треста можно говорить о конце централизации структуры государственных водохозяйственных органов России в коммунальной сфере.

Одним из последних в советское время правовых регуляторов отношений по водоснабжению и водоотведению был закреплен как Правила пользования коммунальным водопроводом и канализацией, утвержденные Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 19 марта 1976 г. N 155. Они же, в 1985 году, сменились Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализацией, утвержденными Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 13 июня 1984 г. N 285. Перечисленные Правила определяют взаимоотношения между коммунальными предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и абонентами, присоединенными к системам коммунального водоснабжения и канализации, при расчетах за пользование питьевой водой и отведение сточных вод. Также они регламентируют порядок присоединения к системам коммунального водоснабжения и водоотведения, разделение эксплуатационной ответственности сторон, установление и эксплуатация приборов учета расхода воды независимо от их ведомственной подчиненности. Абонентами могли быть государственные, общественные, кооперативные предприятия, организации и учреждения, а также граждане, проживающие в домах, принадлежащих им на правах собственности.

С переходом к рыночным отношениям водопроводно-канализационное хозяйство также должно было быть подвергнуто реформированию. При формировании прогнозов социально-экономического развития регионов на 1993 год и последующие годы Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 1992 г. N 802 "О неотложных мерах по обеспечению питьевого водоснабжения в Российской Федерации" было установлено предусматривать приоритетное развитие и реконструкцию систем питьевого водоснабжения за счет возможных источников финансирования, а также реализацию мер по улучшению водоснабжения. Эти действия предусматривали и изменение нормативного регулирования деятельности организаций водного хозяйства и ее экономических основ. 

В настоящее время действуют Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167. Данный документ регулирует договорные отношения организаций водопроводно-канализационного хозяйства с абонентами, использующими воду для производственных и иных промышленных целей. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 26.12.2016) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.01.2017) утверждает правила, регулирования отношений по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения. Впервые закрепляется процедура заключения договоров холодного водоснабжения, водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, а также договоров транспортировки воды, сточных вод и многое другое.



1.2 Источники правового регулирования договора водоснабжения

 

Гражданское законодательство составляет определенную систему, построенную по иерархическому принципу. В его основе лежат нормы Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов.

В ст. 3 Гражданского кодекса 1994 г. установлено, что понятие "гражданское законодательство" включает в себя только Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Часть 3 ст. 3 ГК РФ допускает, что гражданские правоотношения могут регулироваться указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Кодексу и иным законам. Также Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ, федеральных законов и указов Президента России вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (ч. 4 ст. 3 ГК РФ). В случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами (указами Президента России и постановлениями Правительства РФ), министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права. 

Систематизация законодательства является необходимой и постоянной формой развития и упорядочения правовой системы, поскольку правотворчеству присуще движение вследствие развития социальных отношений, требующих адекватного правового регулирования. Таким образом, систематизация законодательства в России стала необходимой для дальнейшего развития национальной правовой системы. 

Гражданский кодекс Российской Федерации впервые комплексно урегулировал отношения по снабжению водой через присоединенную сеть, определив их порождающий договор водоснабжения как разновидность купли-продажи (пр. 6 гл. 30 ГК РФ). П. 2 ст. 548 ГК, правила о договоре энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Анализ специальных нормативных актов показывает, что регулирование обязательств по снабжению через присоединенную сеть иными товарами отходит от правил, установленных Гражданским кодексом.

Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации в п. 10 устанавливают, что "отношения, не урегулированные настоящими Правилами, с учетом дополнительных требований, предусматривающих местную специфику и особенности пользования системами водоснабжения и канализации, определяются договором между сторонами в соответствии с общими положениями главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации". Таким образом, специальный акт ограничивает субсидиарное применение иных норм гражданского права к отношениям водоснабжения и водоотведения общими положениями о купле-продаже, что позволяет некоторым авторам относить водоснабжение к ее видам. Этот способ субсидиарного применения к некоторым отдельным видам договора купли-продажи правил, регулирующих другие виды договора купли-продажи, в главе 30 ГК не единственный. Данный способ вводит некоторых авторов в заблуждение, что соответствующие договоры не являются отдельными видами договора купли-продажи, а представляют собой разновидности (или подвиды) других видов договора купли-продажи (к примеру, контрактация - разновидность договора поставки; продажа предприятия - разновидность договора продажи недвижимости и т.п.).

Подобная иерархия норм является лишь приемом законодательной техники, поскольку единого критерия для выделения видов купли-продажи нет: розничная купля-продажа выделяется в силу специального субъекта, продажа недвижимости - специального объекта, а водоснабжение - в силу как специального субъекта (организации водопроводно-канализационного хозяйства), так и объекта (воды) и способа исполнения (через присоединенную сеть). Однако указанный прием не исключает установленный гражданским законодательством принцип верховенства специальных норм по отношению к общим.

Возникает вопрос, применяются ли нормы об энергоснабжении к договорным отношениям водоснабжения, если п. 10 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации отсылает непосредственно к общим положениям о купле-продаже. Нужно утвердительно ответить на данный вопрос, поскольку отношения по централизованному снабжению товарами (ресурсами) через присоединенную сеть являются родственными между собой. Использование законодателем модели договора энергоснабжения является таким же приемом законодательной техники. Целесообразно было бы в ГК урегулировать общую модель такого договора, применимую для отношений по снабжению абонентов электрической и тепловой энергией, газом, водой, нефтью, нефтепродуктами и другими товарами, но пока этого не сделано, к отношениям водоснабжения применяются правила об энергоснабжении.

Из этого следует, что в настоящее время приоритетными в применении являются нормы Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, затем нормы об энергоснабжении (пр. 6 гл. 30 ГК) и только потом общие положения о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ).

Само собой возникает вопрос: а применяются ли нормы главы 30 ГК о розничной купле-продаже (параграф 2)? Этот вопрос появляется в связи с тем, что отношения по снабжению товарами через присоединенную сеть бытового потребителя, в принципе, обладают теми же признаками. Например, специальный субъектный состав. Когда на стороне продавца выступает коммерческая организация или гражданин-предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (для непосредственного потребления), а на стороне покупателя - гражданин, вступающий в отношения для удовлетворения своих личных бытовых нужд. Разработка правил предоставления коммунальных услуг необходима для упорядочения деятельности хозяйствующих субъектов в сфере предоставления коммунальных услуг с целью защиты прав потребителей на основе Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", который, в свою очередь, применяется к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным  гл. 30 ГК.

Следует напомнить, что параграф 6 гл. 30 ГК регулирует отношения по энергоснабжению как абонентов, использующих энергию в предпринимательских целях, так и физических лиц для бытового потребления, причем ни в одной статье этого параграфа не указано, что к ним применяются правила о розничной купле-продаже. Анализ положений, установленных параграфом 2 гл. 30 ГК, показывает, что ничего нового, применимого для отношений снабжения товарами через присоединенную сеть, он не устанавливает. Следовательно, регулирование договорных отношений снабжающих организаций с абонентами - бытовыми потребителями исчерпывается Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Законом “О защите прав потребителей”.

Таким образом, два основания классификации - юридическая сила и порядок принятия нормативного правового акта - закладывают неотъемлемую систему источников нормативного регулирования, которая служит целям упорядочения большого количества нормативных правовых актов, необходимых для регулирования той или иной предпринимательской деятельности.

Бесспорно, Гражданский Кодекс в отдельных случаях не справляется с регулированием всех возможных случаев, ввиду их особенностей, таких, как, например, особый субъект и объект гражданских правоотношений, форма собственности, какие-либо количественные или качественные характеристиками. И в этих случаях Гражданский кодекс допускает регулирование как исключение из общего установленного им правила. Например, в п. 1 ст. 544 ГК установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В других случаях Гражданский кодекс прямо отказывается регулировать те или иные отношения, отсылая к иным актам, например, в п. 2 ст. 544 ГК РФ закреплено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Представим ситуацию. Организация водопроводно-канализационного хозяйства в спорный период оказала услуги водоснабжения и водоотведения и потребитель оплатил их только частично. Тот факт, что в рамках другого дела суд признал недействительным договор аренды систем коммунального водоснабжения и канализации, не затрагивает право такой организации требовать оплаты оказанных услуг в полном размере на основании ст. ст. 544, 548, 781 ГК РФ. Этот акт принят в период действия Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации. В настоящее время отношения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения. Согласно указанным Правилам нормы Гражданского кодекса РФ об услугах применяются только в отношении услуг по водоотведению.

Заведенный порядок, как и правовое обыкновение, формируется в результате неоднократного применения на практике и приобретает силу, только если входит в состав волеизъявления сторон гражданско-правового договора. Однако между ними существуют и кардинальные различия, заключающиеся, прежде всего, в механизме правового регулирования.

Правовое обыкновение возникает в практике взаимоотношений в конкретной сфере деятельности, зачастую приобретает писанную форму, но становится обязательным для сторон только тогда, когда это прямо исходит из совместного волеизъявления (соглашения) двух и более сторон будущего правоотношения. Так, желая распространить действие Правил ИНКОТЕРМС, стороны обязаны указать на используемую редакцию и определить конкретный индекс.

Механизм включения заведенного порядка в систему правового регулирования взаимоотношений конкретных лиц кардинально противоположен. Во-первых, заведенный порядок возникает только в практике взаимоотношений сторон конкретного правоотношения, заключивших договор. Во-вторых, применение его возможно только тогда, когда волеизъявлением лиц, его заведенных, не установлено иное. В силу последнего положения заведенный порядок представляет собой особую форму регулирования: норма договора, утратившего юридическую силу (вследствие истечения срока действия), трансформируется в форму обычного правила с ограниченным действием по кругу лиц - только его установивших. Но здесь возникает следующая дилемма. Поскольку заведенный порядок восполняет пробел в договоре, то он имеет приоритет над нормами обычаев делового оборота и правилами, установленными диспозитивными нормами гражданского права, регулирующими отношения, возникающие из договора (ст. 431 ГК РФ). Возникает вопрос: если заведенный порядок получает приоритет даже перед правовым оборотом и диспозитивными нормами гражданского права, относящимися к источникам права и имеющим общеобязательный характер, чем же является заведенный порядок? Вариантов ответа здесь нет - только содержанием договора, то есть его условиями, которые в зарубежной цивилистической доктрине именуются подразумеваемыми условиями (Implied Terms).

В практике взаимоотношений сторон по договорам снабжения товарами через присоединенную сеть заведенный порядок приобретает все большее значение, о чем свидетельствуют материалы судебной практики.





















1.3 Понятие и сущность договора водоснабжения



Вопрос о юридической природе договора водоснабжения вызывал вопросы с первого обращения к данной договорной конструкции.

Взгляды на правовую природу отношений по снабжению водными ресурсами устоялись только в последнее десятилетие прошлого века, когда сначала в Основах гражданского законодательства Советского времени, а затем и в Гражданском кодексе РФ договор по передаче ресурсов через присоединенную сеть был отнесен к купле-продаже.

Существовали различные точки зрения, причисляющие договор водоснабжения к договорам подряда, поставки, перевозки либо придавали самостоятельность от каких-либо иных договорных форм (типов), причем их позиции напрямую были связаны с признанием или отрицанием теплой и питьевой воды в качестве самостоятельных экономических благ.

Изначально позиция отдельных авторов заключалась в признании того, что содержанием договора является выполнение работы по доставке ресурса потребителю, осуществление действий по ее передаче. 

Так, например, подачу абоненту воды и принятие сточных вод можно предположительно квалифицировать как разновидность подряда, полагая, что при ее передаче потребителю организация водопроводно-канализационного хозяйства совершает работу, поскольку производит как очистку подаваемой воды, так очистку получаемых сточных вод. Однако содержание договора водоснабжения не включает в себя какие-либо обязанности водоснабжающих организаций и, соответственно, права потребителей, связанные собственно с выполнением работы по соблюдению начального, промежуточных и окончательного сроков выполнения работ, по контролю со стороны потребителя за ходом их выполнения и качеством работ, и т.п. Кроме того, питьевая (очищаемая с помощью специальных средств) вода в современных экологических условиях должна признаваться самостоятельной ценностью, экономическим благом.

В нынешнее время уже отнюдь не новость, что электричество не считается вещью. Сегодняшнее развитие экономического оборота поменяло взгляды о содержании категории собственности, что нашло выражение в концепции бестелесного имущества, в соответствии с которой источники производства (к примеру, энергия и голубое топливо) рассматриваются равно как объекты "материальной собственности", равно как "вещи". Электроэнергия, точно как и прочие виды энергии и сырья, обладает основными свойствами товара и считается вещью. Об этом говорит сформировавшийся федеральный оптовый энергетический рынок электрической энергии, где стремительно осуществляется купля-продажа электричества абсолютно всеми субъектами гражданского права в границах единой энергетической концепции Российской федерации. Следует отметить, что и сейчас подобную точку зрения разделяют не все. Например, представители научных школ коммерческого права электроэнергию, газ, воду не рассматривают в качестве товаров, ссылаясь на общемировую практику, что отражает Венская конвенция о международной купле-продаже, из сферы действия которой продажа электроэнергии исключена (ст. 2). Однако авторы забывают, что уже Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров от 22 декабря 1986 г., рассматривает электроэнергию в качестве товара (ст. 3).

Вода ведь и в 30-е годы XX столетия не рассматривалась как бестелесный предмет. Однако рассматривать соглашение водоснабжения как подрядный договор не следует, так как для последнего определяющее значение имеет осуществление подрядчиком работы согласно заданию заказчика, причем заказчик имеет право в любое время контролировать процесс и качество работ, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность подрядчика, контролировать процесс исполнения своего задания. А это характерно далеко не всякому соглашению снабжения посредством сеть, в том числе водоснабжению.

Таким образом, договоры снабжения юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, легально относятся к договорам купли-продажи, так как включают в себя все без исключения признаки данного договорного обязательства: одна сторона передает второй за плату конкретный товар. Это признает как закон (параграф 6 гл. 30 ГК), так и современная цивилистическая доктрина.

Отношения же по снабжению электрической и тепловой энергией, газом, горячей и питьевой водой физических лиц - потребителей причисляют к различным типам договоров. Так, например, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов называют подобную передачу услугой, что позволяет некоторым авторам включать предоставление коммунальных услуг в систему договоров возмездного оказания услуг. 

Прежде при получении помещения гражданами с целью временного либо постоянного проживания согласно соглашению социального найма жилого помещения автоматически предоставлялись коммунальные услуги и дополнительные услуги по обеспечению центральным  водоснабжением, канализацией, газовыми либо электрическими плитами, санитарной очистки и т.п. В литературе обосновывалось суждение о том, что взаимоотношения согласно обеспечению пользователей жилых помещений коммунальными услугами входят в состав непростого жилищного правоотношения.

Какую же все-таки правовую природу имеют взаимоотношения по обеспечению ресурсами, и в том числе питьевой водой, физических лиц - потребителей? Потребитель, равно как контрагент снабжающей компании, проявляется в специальном характере прав и обязанностей, в особом режиме заключения соглашения, однако воздействовать на договорный тип не способен. Таким образом, соглашение снабжения физических лиц -.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44